|
Естественнонаучные концепции в естествознании
|
...
Утверждаю
Декан факультета Лободанов А.П.
«____»___________ 2006 г.
ПРОГРАММА
курса: «Естественнонаучные концепции в естествознании»
Специальность:
Факультет искусств МГУ
Кафедра Семиотики
Курс: 2
Семестр: 3
Дифференцированный зачет: 3 семестр
Всего: … часов
Программу составил: кандидат филологических наук,
доцент В.В. Рыков
Программа обсуждена на заседании кафедры
« 20 » сентября 2006 г.
Зав. кафедрой, профессор А.П. Лободанов
© МГУ, 2006 г
1. Принцип когнитивного минимакса. Бритва Оккама. Эффект Стоунхенджа.
2. «Атомный проект» - «информационный проект». Соотношение научных парадигм в обоих проектах. Парадигма трех миров. Роль знаков и знаковых систем в современном обществе.
3. Семиотика как наука о знаках. Семиотика – математика информатики и гуманитарных наук.
4. Понятие и определение знака. Знак, денотат и референт. Виды знаков. Типы связей между знаком и денотатом
5. Семиотические системы. Понятие коннотата.
6. Проблема похожести знака на денотат – ономатопея. Ономатопея в мире информатики, искусства, моды, шоу бизнесе.
7. Случайность и закономерность (окказиональность и узуальность) в знаках и знаковых системах Различение знаковых систем по числу носителей, числу знаков и числу актов коммуникации.
8. Акты именования. Семиотические универсалии.
9. Синтактика, семантика и прагматика.
10. Понятие синтагмы и парадигмы. Синтагмы и парадигмы в мире информатики, искусства, моды, шоу бизнесе.
11. Знаковые универсалии и технологии.
12. Знак и понятие. Треугольник Фреге. Связь между знаком, денотатом и понятием. Связь между знаком, денотатом и понятием в процессе коммуникации.
13. Знак как унитарный носитель информации о факте культуры. Государственные символы. Франчайзинг как коммерческая продажа знака. Знаковые универсалии и технологии. Опасности смены алфавита.
19. Тезаурус. Исторически сложившиеся типы тезаурусов. Структура тезауруса. Роль тезауруса в информационном поиске. Тезаурус как система знаков. Тезаурус как средство знаковой интеграции трудовой деятельности. Тезаурус НАСА. Тезаурус как реализация обратной функции от денотата к знаку. Типы семантических связей в тезаурусе. Терминология тезауруса (гипоним, гипероним и т.д.) Роль тезауруса в информационном поиске.
14. Материализация знака. Текст как сложное знаковое единство. Понятие фактуры речи. Фактура речи. Фактура речи - теория Ю.В. Рождественского. Материал речи (бумага, …). Инструмент письма (речи) . Историческая эволюция фактур речи. Треугольник Рождественского. Этологическая речь. Ее особенности. Устная речь. Фактура УР. Тексты в памяти человека – Илиада, Одиссея. Письменная речь. Ее фактура .
15. Появление первых документов. Печатная речь. Ее фактура. Печатание Библий и проблемы их транспортировки. Особенности перехода от одной фактуры к другой (Германия).
16. Тексты на машинных носителях – 4-я фактура речи. Ее инструмент письма – ПК. Материал – машинный носитель. Особенности перехода от 3-й к 4-й фактуре.
17. Устные, письменные, печатные тексты. Тексты СМИ. Гипертекст. Интернет как новая среда обитания текстов.
18. Знаки, законы и люди. Проблема универсалий или закономерностей эффективной знаковой коммуникации.
19. Общая теория существования текста и других знаковых синтагм в обществе как частный случай прагматики. Правила обращения с текстом. Технологии хранения, передачи, цитирования устных, письменных, печатных текстов и текстов СМИ.
20. Парадигмы общей филологии. Социальные катастрофы как следствие нарушения правил обращения с текстами. Проблема авторства и авторское право. Организация и прогнозирование речевой деятельности в Интернете на основе семиотических парадигм как насущная проблема.
21. Реализация семиотических универсалий управления знаковой деятельностью человека в форме этикета (традиция), регламента (адм. право), закона (уголовное право). Этикет светской беседы, гламурной тусовки. Регламент работы парламента, Думы, научного семинара, защиты научной работы, суда. Законы охраны авторского права, уголовная ответственность за неправомерные речевые действия.
21. Знаки, законы и люди. Группа парадигм 1. Реализация правил обращения людей с текстами (парадигмы общей филологии) на примерах. Школьный дневник. Реклама.
22. Знаки, законы и люди. Группа парадигм 2. Реализация законов взаимодействия людей с текстами. Развертывание этой группы парадигм по схеме – речевая (знаковая) нагрузка, правила речевого поведения, парадигмы построения эффективных знаковых произведений (ЗП).
23. Распределение знаковой деятельности человека по родам и видам. Речевая нагрузка. Генгу сейкацу – теория речевого поведения в Японии. Диссертация Нестерова. Речевое поведение в обществе билингвизма (генгу сейкацу по-украински).
24. Парадигмы речевого поведения человека. Вывод их из традиции (паремий). Универсалия «не навреди». Слово и дело, законы ведения беседы, правила для говорящего и слушающего. Свойства речи как ЗП. Примеры.
25. Парадигмы эффективной коммуникации при условии выполнения правил речевого поведения как прагматическая проблема. Риторика как наука об эффективной коммуникации – устной, письменной, печатной и на машинном носителе.
26. Самая главная универсалия риторики – убеждение. Риторика и истина (суд, экзамен, защита диссертации). Риторика и логика. Риторика как сочетание слова и дела. Риторика и парадигма трех миров – развертывание замысла как ментальной категории в знаковой и материальной форме в условиях ограничений на основе классической парадигмы.
27. Риторика и смежные науки и знаковые технологии – диалектика, софистика, эристика. Риторика как прагматика. Зачем нужна риторика - человек и потоки знаков (текстов). Гуманитарная катастрофа риторики в XIX веке. Риторика в США.
28. Классическая риторическая парадигма как способ эффективной организации текста и других знаковых структур. Три элемента риторики – риторическая ситуация, аудитория, средства убеждения. Пять канонов риторики – изобретение (invention), расположение (arrangement), стиль, материализация в фактуре (memory), передача (delivery) .
29. Риторические способности – природные, теория и практика. Три вида убеждения – логос, этос и пафос. Полная схема знаковой коммуникации – автор(ы), образ автора, ЗП, доставка, аудитория.
30. Учение о риторическом изобретении. Примеры. Учение общих местах (loci communes). Два вида общих мест – как неоспоримые истины и как идеи, которые нужно материализовать в ЗП. Технология построения текста (любого ЗП) по общим местам.
31. Восприятие текста. Образ автора. Атаки на образ автора. Образ руководителя и менеджера и организация деятельности по его созданию. Паблик рилейшенз как деятельность по созданию образа фирмы.
32. Образ автора в Сети. Теория образа автора Виноградова как интегрирующая универсалия всего ЗП. Динамический образ автора у Лермонтова в Герое нашего времени по Набокову.
33. Эффективность резюме, web-страницы с точки зрения риторики. Тропы и фигуры как модели девиаций связей знак-денотат. Эффективное построение композиции текста. Применение этих технологий в текстовых и знаковых структурах (диплом, отчет, программа, видеоклип, музыкальное произведение, графическое изображение).
34. Практическая риторика. Риторика в транспорте. Семейная риторика в отношениях муж-жена, родители-дети. Риторика при найме на работу, на работе (офисные войны).
35. Документ. Характерные признаки документа – как сложного знака, как особого рода текста, как средства организации трудовой деятельности. Документ и правила обращения с ним с точки зрения общей филологии. Эффективность документа как риторическая проблема. Реквизит и формуляр документа. Документ в Интернете. Представление документа в формате HTML. Электронная подпись. Делопроизводство и документооборот. Проблемы переноса документооборота в компьютерные сети. Построение теории документа на базе семиотических парадигм. Документ в свете парадигм общей филологии (теории обращения с текстами). Документ с точки зрения риторики. Построение этой теории документа на основе технологии изобретения по общим местам.
Список литературы
1. Беляев И. П., Капустян В. М. Процессы и концепты. – М., 1997.
2. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия. - Москва, 2000.
3. Котов Р.Г., Якушин Б.В. Языки информационных систем. - М. Наука, 1980.
4. Краткий словарь терминов современного менеджмента . - БИГ-Петербург, 2002. // http://big.spb.ru/publications/glossary/part3_model_and_reorg_proc.shtml#Бизнес-процесc
5. Леонов А. В. Динамический документ – ключевой объект современных информационных систем // Виртуальная реальность на кластерах персональных компьютеров. Международная конференция. 9-13 июня 2003 года, Москва, НИВЦ МГУ. – Протвино, 2003.
6. Мельников Г.П. Семиотика и языковые аспекты кибернетики. - М. Наука, 1983.
7. Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация. - М. Наука, 1983.
8. Поппер К.Р. Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс, 1983.
9. Райс Э., Траут Д. Позиционирование – битва за узнаваемость. - Москва, 2001.
10. Расторгуев С.П. Философия информационной войны. - Москва, 2003.
11. Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию. - Москва, 1979.
12. Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. – М., 2000.
13. Рыков В.В. Курс лекций по обработке нечисловой информации. // http://mgu-arts.narod.ru/bl.html
14. Рубашкин В.Ш. Представление и анализ смысла в интеллектуальных системах.- М. Наука, 1990.
15. Рябцева Н.К. Информационные процессы и машинный перевод. - М. Наука, 1986.
16. Солтон Дж. Динамические библиотечно-информационные системы. - М. Мир, 1979.
17. Сычев О.А. Филологический анализ американской рекламы // Риторика и стиль. – Москва: МГУ, 1985.
18. Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. - Москва , 1980.
19. Хорган Дж. Конец науки. Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки. - СПБ.: Амфора, 2001.
20. Шенк Р. Обработка концептуальной информации. - М.: Мир, - 1983
21. Chomsky N. Knowledge and Language. – London , 1981.
22. Robie J., Wood L., Le Hégaret P. What is the Document Object Model? – 2003. // http://www.w3.org/TR/2000/REC-DOM-Level-2-Core-20001113/
...
...
Лекция 1
7 сентября 2006 года
Принцип когнитивного минимакса. Философский принцип Бритва Оккама.
«Атомный проект» - «информационный проект». Соотношение научных парадигм в обоих проектах. Научные концепции, соответствующие информационной парадигме.
Лекция 2
14 сентября 2006 года
Роль знаков и знаковых систем в современном обществе. Семиотика как наука о знаках. Семиотика – математика информатики и гуманитарных наук.
Понятие и определение знака. Знак, денотат и референт. Виды знаков.
Лекция 3
21 сентября 2006 года
Понятие синтагмы и парадигмы. Знаковые универсалии и технологии. Примеры.
Лекция 4
28 сентября 2006 года
Семиотические системы. Синтактика, семантика и прагматика.
Лекция 5
5 октября 2006 года
Знак как унитарный носитель информации о факте культуры. Государственные символы. Франчайзинг как коммерческая продажа знака.
Лекция 6
12 октября 2006 года
Коллоквиум - программу см. ниже
19 октября 2006 года
Коллоквиум (окончание) - программу см. ниже
Теория обращения с текстами (общая филология)
...
Коллоквиумы, зачеты и т.д. - Список сдавших зачет 7 декабря 2006 года
|
...
ВОПРОСЫ К КОЛЛОКВИУМУ 12 и 19 октября
ПРОГРАММА
1. Принцип когнитивного минимакса. Бритва Оккама. Эффект Стоунхенджа.
2. «Атомный проект» - «информационный проект». Соотношение научных парадигм в обоих проектах. Парадигма трех миров. Роль знаков
и знаковых систем в современном обществе.
3. Семиотика как наука о знаках. Семиотика – математика информатики и гуманитарных наук.
4. Понятие и определение знака. Виды знаков - иконы, символы, индексы (признаки). Знак и денотат. Знаковая природа процессов понимания. Пример - проф. Плейшнер. Знак и коннотат. Знаковая природа восприятия худ. произведения. Эффект Казановы. Знак, денотат и референт. Значение и смысл знака. Типы связей между знаком и денотатом (синонимия, полисемия).
5. Семиотические системы (язык, текст, живопись, балет). Разделы семиотики. Синтактика, семантика, прагматика. Примеры. Прагматические знаки в эл. письмах. Прагматика в мире искусства.
6. Проблема похожести знака на денотат – ономатопея. Пример - дорожные знаки. Эффект Кшесинской. Система Станиславского как ее реализация. Ономатопея в мире информатики, искусства, моды, шоу бизнесе.
7. Случайность и закономерность (окказиональность и узуальность) в знаках и знаковых системах Различение знаковых систем по числу носителей, числу знаков и числу актов коммуникации.
8. Акты именования. Семиотические универсалии.
9. Понятие синтагмы и парадигмы. Синтагмы и парадигмы в мире информатики, искусства, моды, шоу бизнесе. Способы задания новых парадигм. Извлечение парадигм из синтагм.
11. Знаковые универсалии и технологии.
12. Знак и понятие. Треугольник Фреге. Связь между знаком, денотатом и понятием. Связь между знаком, денотатом и понятием в процессе коммуникации.
Составил
Доцент Рыков В.В.
Список сдавших зачет 7 декабря 2006 года
1. Дианова
2. Гайнутдинова
3. Скорогодских
4. Наумова
5. Минеева
6. Улановская
7. Николаева
8. Журавлев
9. Махова
10. Цибульский (по указанию деканата – как участник елки)
11. Верник
12. Олл (Луцикович)
13. Казьмина
14. Авраменко
15. Толокнова
16. Чохонелидзе
17.
Прошу прощения если чья-либо фамилия невольно искажена
Не сдавших ждем 14 декабря в 9 час в 1 ауд
Темы для обсуждения на зачете
1. Только потому, что люди живут в эпоху машин, их дома не должны быть похожи на машины. – Является ли эта фраза риторическим изобретением (РИ)?
2. Попробуйте описать общие места любовных песен разных народов. С чем связывают любовь в своих песнях русские, немцы, американцы, итальянцы*
3. Может ли быть любовная записка документом? Что нужно сделать, чтобы она им стала?
4. Можно ли назвать реализацией на практике технологии РИ по общим местам (ОМ) – заполнение анкеты, составление резюме?
5. Сериалы как система ОМ. Какие ОМ в них используются?
6. Главное в любви – это дружба. – Брюс Уиллис. – Является ли эта фраза риторическим изобретением (РИ)?
7. Есть ли логика в опере, где после слов «бежим» никто не бежит? Есть ли в опере или балете аналогичные моменты?
8. Интерпретация японской танки. Можем ли мы ее понять, не зная системы ОМ того времени и той культуры?
Составил
Доцент Рыков В.В.
...
Полная риторическая парадигма (с университетского сайта США)
E-mail: rykov2000@mail.ru
|